Сложность. Разум. Постнеклассика
Электронный научный журнал

Философские науки
ПОСТКРИТИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ:НЕЙРОСЕТЕВОЙ ПУТЬ ОТ МИРА ИСТИН К МИРУ МНЕНИЙ
Буданов В.Г. 1

1. ФГБУН Институт философии Российской академии наук, ул. Гончарная, 12, стр.1, Москва, Россия, 109240

Резюме:

В нашем веке наука существенно изменилась: возникли огромные междисциплинарные проекты, новые математические методы моделирования и обработки данных, сетевые коллективные интеллектуальные сообщества, гибридные человеко-машинные исследовательские комплексы, обострилась проблема социально-научной экспертизы, нейросетевая цифровая реальность создала непрозрачные методы решения научных, практических задач и принятия решений, базы данных и знаний все меньше доступны для нашего понимания, возникают экзистенциальные проблемы выбора стратегий обучения и воспитания ИИ, осваиваются огромные массивы сетевых гуманитарных данных и знаний, ранее просто недоступные нам. В этой связи возникают потребности определиться с новыми вызовами гибридной человеко-машинной реальности, потребности в новых типах рациональности. В работе показано, что изменение типа научной рациональности в цифровую эпоху связана не только со свойствами объекта и способами выбора средств проведения эксперимента, но и, в не меньшей степени, со способом представления знаний и способа их интерпретаций. Предложен новый тип посткритической рациональности, возникающий в гибридных системах человекомашинного диалога, в котором резко сужается поле критической рефлексии и возможности проверки модельных гипотез.

Ключевые слова: научная рациональность, посткритическая рациональность, деятельность, наблюдатель, сложность, постнеклассика.


Библиографическая ссылка

Буданов В.Г. 1 ПОСТКРИТИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ:НЕЙРОСЕТЕВОЙ ПУТЬ ОТ МИРА ИСТИН К МИРУ МНЕНИЙ // Сложность. Разум. Постнеклассика. – 2023. – № 1;
URL: cmp.esrae.ru/44-384 (дата обращения: 04.12.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 21 | За неделю: 21 | Всего: 21


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System